[ko.md] Детской художественной школе им. Щусева – 50 лет

Кишинёвский Обозреватель

выпуск № 46 от 2009-12-17

Детской художественной школе им. Щусева – 50 лет

___________________________________________________________________________

Детская художественная школа им. Щусева отмечает 50-летие. К юбилею, благодаря инициативе и содействию FinCombank’а, были выпущены календари с лучшими работами воспитанников школы. Всего картин, как и месяцев, 12. Начало календаря представляет небольшой экскурс в историю знаменитой школы.

Несмотря на молодость учащихся школы, юбилей празднуется по профессиональным канонам. В галерее Союза художников, названной в честь Константина Брынкуша, представлена выставка работ нынешних воспитанников школы. Ее хвалят и те, кто были первыми выпускниками, отмечая разнообразие жанров, тем, одаренность юных участников, а также большие и лучшие перспективы в изобразительном искусстве современного поколения.

„Они более раскрепощенные, более техничные, – говорит выпускница первого набора 1959 года, теперь известная художница Людмила Цончева. – Шире тематика. Появились более декоративные моменты, абстрактные задания. Очень серьезно уже скульптура поставлена. Хотя основополагающие, базовые вещи остались”.

„Если в наше время формирование внутреннего мира шло через внешние раздражители – пейзажи окружающей жизни, то сейчас огромное значение в формировании внутреннего мира ребенка играют СМИ, компьютер, дизайнизация всей жизни, всевозможные шоу, – считает директор художественной школы Виктор Кузьменко, возглавляющий ее 25 лет. – И это откладывает отпечаток на них. Я ничего плохого в этом не вижу. Просто можно говорить о том, что появляется новое мироощущение, которое реализуется через скульптуру, через рисунок с помощью красок, цвета. Я не могу сказать, что то или иное поколение более или менее талантливое. Просто они разные. Нынешнее поколение информативно более загружено. За продуктом сегодняшних детей проскальзывает неоднозначность. Определенности, которая была прежде, уже нет. Мы знали четко, что плохо, что хорошо. У нового поколения проглядывает многозначность. Грубо говоря, всё стало разнообразнее. Если мы раньше работали только акварелью, то теперь в школе обучают работать и акварелью, и гуашью, и акриловыми красками. В наше время также не было расписной скульптуры”.

Когда-то школе и ее воспитанникам приходилось перебираться с места на место. То их приютит художественное училище им. Репина, теперь им. Плэмэдялэ, то им выделят здание, в котором родился и жил наш знаменитый архитектор Алексей Щусев (ныне в нем расположен музей им. Щусева).

Людмила Цончева вспоминает: „Помню, что поступить в художественную школу было почетно. Не все могли попасть в нее – желающих было огромное количество и для отбора организовывался конкурс. Школа находилась на территории художественного училища им. Репина на тогдашней улице им. 28 Июня, ныне Влайку Пыркэлаб, на втором этаже в глубине двора. Обучение длилось два года. Первой моей учительницей была Наталья Васильева. Мне было лет 12, а ей лет 19. И очень хорошо помню снежную зиму. Как мы бежали в школу, а учительница приходила за час до уроков, с ведром, с углем растапливала печку, чтобы к приходу детей в классе было тепло. На втором году моего обучения школу перевели в здание нынешнего музея им. Щусева, откуда и пошло название школы. Помню, всё было так серьезно – экзамены по истории искусств в конце года…

А еще помню историю из времени, когда я обучалась уже в художественном училище им. Репина, оно тогда еще находилось на улице им 28 Июня. До художественного училища в здании размещалось реальное училище. С одним мальчиком мы устроили фехтование на кисточках. И мой соперник закинул мою кисточку на печку. Я его заставила залезть и вернуть мне ее. А там высота была метров 4-5. Вместе с кисточкой тогда он вытащил томик Достоевского „Русским детям” 19 века. То есть книга была закинута во времена существования реального училища. Так на печке и пролежала много лет”.

Теперь в Детской художественной школе им. Щусева 4-годичная система обучения, где получают знания ребята от 10 до 15 лет. Обучаются в ней и те, кто пропустили момент интереса к пластическому искусству и только к 16-17 годам четко осознали, что хотят рисовать. Для таких переростков создали так называемый 5-й класс, в котором процесс обучения идет быстрее. Для одаренных малышей 5-7 лет также организованы подготовительные группы. Стоимость обучения в школе в месяц обходится родителям всего в 60 леев.

„Это школа, а не кружок, – говорит директор. – Когда я возглавил школу 25 лет назад в ней обучалось 280 человек, сейчас – 480 человек. Причем школа всё это время находилась в одних и тех стенах. Можете себе представить, какая нагрузка идет! Каждый ученик занимается в школе три раза в неделю по 5 часов. Суббота и воскресенье – самые наполненные дни, когда нет уроков в общеобразовательной школе и дети более свободны. Количество учеников увеличилось на 100 человек только за последние год-два. То есть востребованность в получении таких знаний, к прикосновению к искусству резко возросла. Почему? Ведь раньше всё было очень стандартно и серо, сейчас пластическое искусство шире применяется в формировании жизни. Должна быть не просто чашка или куртка, а красивая чашка, куртка. То же самое люди хотят видеть в интерьере и на фасаде, на улице и в ландшафте. А для этого требуются профессиональные художники. И мы даем необходимый базис. В некоторых странах, кстати, нет художественных школ. Например, мы дружим с художественным колледжем из Варезе (Италия). Работы их студентов иногда более слабые, чем работы наших учащихся, потому что отсутствует художественная школа и им приходится сразу идти в среднее профильное учебное заведение”.

„В последние года мы обращаем внимание на методику обучения, – рассказывает завуч детской художественной школы Лариса Бурак. – Раньше в основном ставился акцент на реализме. Теперь мы обращаем внимание также на современные тенденции в искусстве, стараемся рассказать им о новых открытиях и направлениях в искусстве, которые произошли в 20 веке, начиная с абстракции, кубизма, тем самым расширяя границы преподавания и развивая более творческий подход”.

Автор: Ирина ЛЯХОВА

http://www.ko.md/main/view_article.php?issue_date=2009-12-17&issue_id=1508&PHPSESSID=tznpgglk

Lasă un răspuns

Completează mai jos detaliile tale sau dă clic pe un icon pentru a te autentifica:

Logo WordPress.com

Comentezi folosind contul tău WordPress.com. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Google

Comentezi folosind contul tău Google. Dezautentificare /  Schimbă )

Poză Twitter

Comentezi folosind contul tău Twitter. Dezautentificare /  Schimbă )

Fotografie Facebook

Comentezi folosind contul tău Facebook. Dezautentificare /  Schimbă )

Conectare la %s